В 70-80-е гг. особое значение в их размещении приобрел германский денежный рынок. Однако с начала 90-х гг. российские государственные фонды в основной массе переместились во Францию, которая стала главным кредитором российского правительства. В Гер мании продолжали размещаться железнодорожные займы.

С начала 80-х гг. платежи по займам превышали приток иностранного капитала в Россию. Это превышение не покрывалось и положительным сальдо во внешней торговле России. По данным американского экономиста П.Грегори, в 1881—1900 гг. Россия выплатила за границу в качестве погашения процентов и дивидендов свыше 2,5 млрд рублей, что в 1,5 раза превышало сумму иностранного капитала, поступавшего в Россию.

Первыми заграничными государственными займами, имевши ми производственное назначение, стали займы 1842-1849 гг. н.т сооружение железной дороги Петербург-Москва.

В структуре иностранной задолженности России две трети составляли государственные гарантированные займы. К началу XX в. это была громадная по тем временам сумма – 39 954 млн рублей (в 1861-400 млн рублей; в 1881 г. – 2 345 млн рублей; в 1893 г. – 2 713 млн рублей).

После реформы 1861 г. структура внешней задолженности России под воздействием железнодорожного строительства изменяется. Широкий размах на Западе приобретает реализация облигаций российских железнодорожных акционерных обществ. В 1861 г. они составляли (вместе с акциями) 50 млн рублей, а в 1881 г. – уже 730. И последующие два десятилетия их число сокращается: в 1893 г. до (>23 млн рублей, а к 1900 г. – до 568. Поскольку доходность ценных бумаг железнодорожных компаний обычно гарантировалась правительством, они обращались на денежных рынках и принимались в залог кредитными учреждениями наравне с государственными бумагами. Однако железнодорожное строительство в России осуществлялось не только акционерными обществами, но казенные железные дороги сооружались и за счет государственных займов, разметавшихся внутри страны и за рубежом. К тому же в 80—90-е гг. многие железные дороги, построенные акционерными обществами, перешли в казну, получили статус государственных, а займы обществ, прекративших свое существование, стали частью государственного долга.