Екатеринбургская Инициатива / Академия российской истории
Екатеринбургская Инициатива / Академия российской истории
Екатеринбургская Инициатива / Академия российской истории

Зарубежная история

Шуаны. Война во имя Божьего Помазанника

Шуаны. Война во имя Божьего Помазанника

Жан-Поль Бурре

18.10.2008 г.
 

Предисловие редакции.

Сегодня в России стало модным героизировать Белую армию. В сознании большого количества людей образ белого офицера прочно ассоциируется с образом монархиста в золотых погонах. На самом деле это далеко не так. Конечно, среди тех, кто воевал в рядах «Белой Армии» было немало офицеров и солдат монархистов. Но они никогда не отображали идеологию белого движения. Более того, все руководители белых, либо были республиканцами (Колчак и Деникин), либо были вынуждены глубоко скрывать свои монархические убеждения (Врангель). Колчак, поставленный на свою должность Антантой, окруженный эсерами и агентами западных спецслужб, боялся даже заикаться о монархии. Деникин, чьи политические взгляды весьма мутны и неопределённы, сажал своих офицеров на гауптвахту за исполнение «Боже Царя храни!». О каком монархизме белых генералов можно говорить, если они сотрудничали с такими врагами русского Престола, как Савинков, Гучков и Милюков?

Не надо также забывать, что большая часть белогвардейского руководства состояло либо из лиц, активно участвовавших в заговоре против Государя (Алексеев, Корнилов), либо приветствовавших Февральский переворот (Колчак, Деникин, Дутов). Такие вожди Белого движения, как Врангель и Юденич, хотя и не были причастны к февральскому заговору и лично никак не замарали себя связями с врагами престола, но в силу политической конъюнктуры никак не проявили своих монархических убеждений ни в официальных актах, ни в обращениях к армии и народу.

Единственно, кто открыто не скрывал своего монархизма были генерал Ф. А. Келлер и генерал Р. Ф. Унгерн фон Штернберг. Они оба подняли знамя борьбы за восстановление монархии. Но Келлер был убит петлюровцами, в тот момент, когда он только начал создавать свою монархическую армию, а генерал фон Унгерн, отпавший от православия, мечтал о восстановлении империи Чингисхана от Москвы до Китая. Тем более что Унгерн начал свое выступление очень поздно, когда советская власть уже чрезвычайно окрепла. Унгерн же воевал не только с советами, но и с колчаковцами, одинаково вешая и комиссаров и колчаковских офицеров.

Таким образом, мы можем констатировать, что в целом, Белая борьба в России не носила монархического характера и, наоборот, была антимонархическим явлением. Между тем, само название «Белая Армия» заимствовано с роялистского сопротивления времен Французской революции. После победы революционеров и казни Короля, против республики восстали две провинции на Западе Франции: Вандея и крестьяне провинции Коттро, которые носили прозвище «шуаны». Вскоре имя «шуанов», так же, как и имя «вандейцев», стало нарицательным и означало всех борцов с республиканским режимом.

«Армия Вандеи», которая официально называлась «Католическая Армия Короля», вела беспощадную войну с республиканцами. На белом знамени «шуанов» была надпись «Бог и Король», что выражало высший и сокровенный смысл их героической борьбы. Армию шуанов называли по цвету их знамен «L'Armée Blanche” («Белая Армия»). И она имела полное право называться так, ибо по своему характеру с самого начала и до конца была армией монархической. Армия шуанов состояла в основном из крестьян, а во главе них стояли дворяне и офицеры Старой Франции. Тысячи из них были зверски замучены якобинским режимом, не щадившим ни женщин, ни детей. Именно этой армии, армии шуанов посвящена книга французского историка Жана-Поля Бурре, отрывки из которой мы предлагаем нашим посетителям.

История Революции не приемлет шуанов и вандейцев не потому, что те были противниками Республики «прав человека», но потому что они были крестьянами и потому что очень сложно объяснять, почему эти крестьяне встали на защиту Короля.

Шуаны. Война во имя Божьего ПомазанникаБыло бы гораздо удобней, если бы эти крестьяне сражались на стороне Дантона или Робеспьера, или штурмовали бы Бастилию. Эти же крестьяне покрыли свою грудь изображением Сердца Иисусова, вооружились палками и косами и начали беспощадную герилью против республиканских войск. Они осадили Нант и Шоле под крики: «Во имя Бога и Сен-Дени»!

Геноцид шуанов и вандейцев, вырезанных «адскими колоннами» Тюрро[1], даже не упоминается в наших учебниках истории. Дезинформация полная.

Между тем, каждый начальник «адской колонны» «имел приказ расстреливать и сжигать леса, деревни, городки и хутора. В течение 15 дней в Ванде не останется ни дома, ни дерева, ни жизни, ни жителей», – заявил генерал Тюрро перед тем как направить свои полчища против последнего бастиона христианства. И этот приказ был приведён в действие.

Война в Ванде – прежде всего война духовная, в которой главная цель была восстановление королевского трона, образ Трона Господня на земле.

Эта война, была нечто гораздо большее, чем просто контрреволюция, это мистическая война Добра против Зла.

Офицер «адской колонны», вернувшийся после подавления Вандеи, рассказывал: «Сердце Иисусово на груди, чётки вокруг шеи, вандейцы, которые наступают с пением «Спаси, Господи люди Твоя», воспринимаются как настоящие солдаты-священники. Во время переходов и посреди лагеря, они молятся с чрезвычайной набожностью».

Для шуанов Король означал королевство. Король принадлежит своему народу. Король выше партий и группировок, потому что он Отец семейства, тот, кто собирает, который судит и который спасает, своей исключительной духовной властью.

В традиционной и монархической Франции, Король есть личность неприкосновенная, получившее Святое Миропомазание. Он принадлежит к Божественной силе, вот почему он имеет власть отправлять правосудие и исцелять недуги.

Шуаны. Война во имя Божьего ПомазанникаНа груди шуана было Священное Сердце Иисуса, обозначающее тот центр тяжести, который невозможно никогда потерять. Смерть Короля Людовика XVI воспринималось шуанами не просто как цареубийство, но как Богоубийство. Не потому что Людовик XVI стал Богом, но потому что он был вместилищем Святаго Духа.

В день своей казни, на ступенях эшафота, Король простил своих палачей и завещал Францию Святому Духу, который единственный может возродить королевство.

Казнь Короля, гонения на Церковь Христову и жуткие преступления республиканцев, вызвали острое неприятие среди крестьянства западных провинцией Франции. 10 марта 1793 года в маленьком городке Флорен-ле Вией вспыхнуло крестьянское восстание против республики. Лозунгом этого восстания было восстановление королевства. Во главе восстания стояли также преданные монархии офицеры бывшей королевской армии. Это было удивительное единение лучших сынов аристократии с лучшими сынами народа. Вскоре вся Бретань подняла оружие против республиканского правительства. В июле 1793 года граф Жозеф Пюизе объединил отдельные отряды в одно целое войско.

Шуаны, вандейцы переделывали слова революционной «Марсельезы», которую они пели на свой манер:

Идём, католические армии

День славы настал,

Против нас Республика

Подняла кровавые знамёна…

Примечательно, что вандейцы во время войны полностью соблюдали все христианские праздники и традиции. Строго соблюдался Великий Пост, каждое воскресение служились мессы. Примечателен следующий случай.

Шуаны. Война во имя Божьего ПомазанникаШёл Великий Пост. Вандейцы только что разбили крупные силы «синих», как они называли республиканцев. Было взято 400 пленных. До этого «синие» дотла сожгли и разграбили многие вандейские деревушки, убили сотни мирных жителей, включая беременных женщин и грудных детей. Вандейцы горели жаждой мщения и хотели убить всех синих. Командующий вандейской армией маркиз Морис д'Эльбе наоборот требовал отпустить пленных, напоминая шуанам, что они христиане, и что сейчас идёт Пост. Но шуаны были непреклонны. Тогда д'Эльбе приказал шуанам преклонить колени и начал читать «Отче наш». Повстанцы читали вместе с ним. Но когда они дошли до слов: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим», маркиз прервал молящихся словами: «Несчастные! Вы просите Бога, чтобы Он простил нам так же, как и мы прощаем обидевшим нас, а сами хотите убить 400 пленных?»

В результате шуаны отпустили «синих», которые поспешили скрыться в лесу.

Несмотря на свои успехи, война шуанов не могла закончиться удачей: Вандея не была поддержана всей Францией, а сил крестьянских отрядов было недостаточно для захвата крупных центров страны. Тем не менее, восстания полыхали вплоть до прихода к власти Наполеона. Последним героем шуанской борьбы бы Жак Кадудаль. Сын бретонского мельника, человек предельно мужественный, Кадудаль был предан Бурбонам и Церкви.Шуаны. Война во имя Божьего Помазанника

Когда в 1793 году в Морбиане вспыхнуло восстание против Конвента, Кадудаль, готовившийся к сану священника, собрал толпу крестьян из Нижней Бретани и присоединился с ними к полкам восставших вандейцев. Кадудаль был непримиримым врагом республики. Когда часть вандейцев заключила перемирие с Республикой, то Кадудаль не подчинился этому перемирию и продолжал борьбу. Кадудаль установил отношения с роялистами в Англии и спланировал высадку войск в Кибероне.

В 1803 году Кадудаль планировал покушение на Наполеона, который предлагал Кадудалю звание генерала своей армии, в обмен на прекращение борьбы. Но Кадудаль ответил, что с узурпатором разговаривать не будет. В марте 1804 Кадудаль был арестован и10 июня приговорен к смерти. Он отказался от помилования и был казнён бонапартистским режимом.

Вандея проиграла. Она не могла не проиграть. Франция обагренная кровью своего Короля, нераскаявшаяся и отвергшая Бога, была чужда высоким и светлым идеалам монархической Вандеи. Но именно Вандея спасла и сохранила душу Франции и именно Вандея будет ее оправданием в День Страшного Суда.

[1] республиканский генерал, палач Вандеи

© 2008, Екатеринбургская Инициатива
 
 
© «Екатеринбургская инициатива», Академия российской истории. 2008. Информация
E-mail: info (a) ei1918.ru. Адрес: 100000, Москва, Улица, дом
При использовании информационных материалов ссылка на «Екатеринбургскую инициативу» обязательна
© Медиа-группа «Новая формация». 2008. Концепция, дизайн, HTML, CSS, scripts
Rambler's Top100