В 1836 г. началось строительство первой в России железной дороги. К 1860 г. количество механических ткацких станков в России составило около 16 тыс. Русская хлопчатобумажная промышленность начинает базироваться на пряже собственного изготовления.

В хозяйственной системе страны российский промышленный капитализм в первой половине XIX в. не занимал ещё господствующего положения. В этот период относительно большее значение для снабжения населения необходимыми неземледельческими предметами потребления имели мелкое кустарно-ремесленное производству, домашняя промышленность помещичьих и крестьянских хозяйств и импорт. Удельный вес фабрично-заводской продукции был незначительным.

Господствовавший в то время в стране феодальный строй лишал российский капитализм основного условия для развития капиталистической промышленности—наличия массовой армии пролетариата.

Тем не менее капитализм стихийно проникал в промышленность, прокладывая себе дорогу среди чуждой ему социально-экономической обстановки и постепенно завоёвывая одну отрасль хозяйства за другой. Ф. Энгельс писал в 1848 г., что «в России промышленность развивается колоссальными шагами и превращает даже русских бояр все более и более в буржуа»

Недостаток пролетариата фабриканты компенсировали отходниками-крестьянами из числа государственных или помещичьих крестьян, состоявших на оброке. Это в свою очередь содействовало распространению оброчной системы, разлагавшей систему натурального крепостного хозяйства.