Промежуточной между взглядами сторонников особой роли международной торговли и «государственной» формы раннефеодальных отношений является точка зрения В.Я. Петрухина и Е.А. Мельниковой о параллельности формирования сети опорных пунктов международной торговли и великокняжеской власти (виков и хусабю, по скандинавской терминологии), при победе в XI в. последних. Последняя точка зрения представляется наиболее приемлемой.

Для лучшего понимания дальнейших судеб наций и особенностей национального характера гораздо большее значение имеют первоначальная форма правления и механизмы образования конкретного государства Оба эти вопроса взаимосвязаны, ибо от пути образования государства чаще всего зависел его тип («форма правления») и в политическом, и в территориально-этническом планах.

По В.О. Ключевскому, Древнерусское государство представляло собой добровольное объединение торгово-городовых волостей под властью варяжской династии киевских князей с целью обеспечения общенародных функций (обеспечение внешней торговли и обороны в первую очередь). В основе — теория «общественного договора», добровольной уступки обществом части своих прав госаппарату. Налицо государство, республиканское в низовых звеньях и монархическое в верхнем эшелоне власти: все его части (в территориальном плане) равны, но все безусловно подчиняются Киеву (унитарная монархия).

Фактически также оценивает Древнерусское государство и М.Б. Свердлов, по-иному трактуя, однако, механизм его образования — насильственная ликвидация независимости племенных княжеств и союзов племен.