Первую поездку Петра к морю можно назвать спонтанной — она носила больше разведывательный характер. Ко второй поездке в Архангельск царь готовился с особой тщательностью. Она была запланирована на апрель 1694 г. В марте Петр отправил архангельскому воеводе письмо с распоряжениями от имени князя Ф.Ю. Ромодановского, который в компании молодого царя числился «генералиссимусом» на суше и «адмиралом» на море. Письмо было выдержано в шутливом тоне, которого молодой Петр придерживался лишь в переписке с близкими людьми. Вслед за письмом были отправлены две тысячи пудов пороха и тысяча самопалов.

Корабль, строительство которого начали во время первого приезда Петра в Архангельск, был готов к спуску на воду и ожидал царя на верфи. Однако первое же плавание на этом корабле, предпринятое в июне 1694 г., едва не стоило Петру жизни: в пути его настигла буря.

Во время этой поездки к морю произошло знаменательное для отечественной истории событие. В Архангельске Петр дожидался прибытия построенного в Голландии кораб

ля. 21 июля, увидев вошедшее в порт судно, царь пришел в ярость. Указывая на трехцветный (красно-бело-синий) голландский флаг, развевавшийся на корме, он гневно спросил, почему русское судно идет под чужим флагом.

Как только корабль причалил, Петр взобрался на палубу, схватил полотнище, разорвал его и поменял полосы местами — вверху расположил белую, а ниже синюю и красную. По-видимому, царь уже давно думал о том, что России необходимо иметь свой флаг. Позднее Петр напишет, что при прочтении Новгородской летописи он нашел толкование смысла этих трех цветов в геральдике: белый — символ чистоты помыслов, синий — «виктория» (победа), а красный — справедливый суд над обидчиками всех слабых. Такая символика Петру очень понравилась — он полагал, что она отвечает историческому предназначению России.