Одновременно с Сенатом возник институт фискалов, во главе которого стоял обер-фискал, подчинявшийся непосредственно Сенату. Фискалы осуществляли тайный надзор за деятельностью всей администрации. Они не вмешивались в решение вопросов, молчаливо следили за ходом дел и затем доносили обо всем, что, по их мнению, нарушало законность (о казнокрадстве, взяточничестве и тд.). Петр поощрял рвение фискалов к доносам, вознаграждая их половиной штрафов, взыскиваемых с обвиняемых. Фискалы освобождались от податей и были неподсудны местной администрации.

Фискалы не обеспечивали надежного контроля за работой управленческого аппарата, поскольку не предупреждали нарушений законности, а всего лишь регистрировали их, чтобы виновный был привлечен к ответственности. Более того, фискал был заинтересован, чтобы противоправное действие (казнокрадство, взяточничество) довели до конца — в этом случае он получал неопровержимое доказательство вины и мог рассчитывать на вознаграждение.

В 1717 г. Петр I продолжил реорганизацию органов управления: вместо 44 приказов, действовавших в стране до того времени, были учреждены 12 коллегий. Характерно, что основным образцом для организации коллегий послужила административная система Швеции — государства, с которым Россия находилась в состоянии войны.

Проще всего обстояло дело с созданием коллегий, учреждаемых вместо прежних приказов того же профиля. К ним относились три наиболее важные — Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская, а также Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ. В числе новых были три торгово- промышленные — Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия. Кроме того, появились три финансовые коллегии: Камер-коллегия ведала доходами, Штатс-контор-коллегия — расходами, Ревизион-коллегия осуществляла контроль над доходами и расходами.