С 1719 г. стала общедоступной Кунсткамера (от немецкого Kunstkammer — кабинет редкостей, музей), ставшая первым в России естественноисторическим музеем, в котором хранились зоологические и минералогические коллекции, искусные изделия. Особый отдел музея посвящался «монстрам» — живым и заспиртованным экспонатам живой природы, имеющим какие-либо аномалии. Первые экспонаты для этого музея были приобретены Петром еще в 1697—1698 гг. во время его поездки за границу с великим посольством. Позже по инициативе царя был организован сбор редкостей внутри страны.

В одном здании с Кунсткамерой (в двухэтажных Кикиных палатах) находилась и библиотека, которая к 1725 г. насчитывала 11 тыс. книг.

Петровские преобразования не только отразились в художественных произведениях и фольклоре, но и оказали существенное влияние на их содержание. Темами народных песен и сказок стали важнейшие события столь неспокойной эпохи: Азовские походы, Северная война, измена Мазепы, рекрутские наборы и т.п.

Если литература допетровского времени находилась под влиянием церковной идеологии, то новая литература приобрела более светский характер. Герои ее произведений энергичны и образованны, они уверенно действуют в нестандартных обстоятельствах, им свойственны отвага, ум, верность долгу.

Большую популярность в России приобрела «Гистория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли». Сюжет этой повести традиционен — она рассказывает о похождениях молодого человека, покинувшего отчий дом. Однако если в произведениях XVII в. герой, изменивший семейным устоям, терпит жизненный крах, то в «Еистории о российском матросе» ему повсюду сопутствует успех. В соответствии с духом петровского времени личность одерживает верх над обстоятельствами.