Это сочинение было составлено на основе текстов, заимствованных у западноевропейских авторов, и традиционно настраивало детей на послушание Богу, царю и родителям. Вместе с тем «Зерцало» допускало, что сын мог возражать родителю, но при этом ему полагалось говорить «благочинно, учтиво, вежливо». В наставлении внушалась мысль о трудолюбии. выполнение служебных обязанностей, обучение грамоте, танцам, верховой езде — все это связывалось с представлением о гражданском долге и достоинстве дворянина.

«Юности честное зерцало» рассказывало о правилах поведения не только в семье, но и в обществе. При этом уделялось внимание даже мелочам — походке и осанке молодого человека, умению правильно вести себя за столом.

Заключительные страницы «Зерцала» посвящены правилам поведения девиц. Если молодой человек должен был обладать тремя добродетелями («смирен, приветлив и учтив»), то девице их надлежало иметь не менее двух десятков, в том числе страх перед Богом, смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, целомудрие, верность, молчаливость, чистоплотность и т.д. Ценилось умение краснеть, что считалось показателем нравственной чистоты и целомудрия.

Другим руководством для воспитания детей служило сочинение Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам». Автор исходил из мысли, что нравственные основы человека закладываются в отроческом возрасте: «Каков кто отрок есть, таков и муж будет». Он призывал родителей наставлять детей «от младых ногтей в страхе Божием, благочестии и добронравии». Главным родительским долгом Прокопович считал заботу об образовании детей.