В августе на воды Переславского озера были спущены потешные корабли. Однако возможность маневров была ограничена небольшой акваторией, поэтому в 1693 г. Петр в сопровождении бояр, окольничих, стольников и 40 стрельцов отправился в Архангельск. Именно в Архангельске он впервые увидел настоящие морские корабли. Это были английские, голландские и немецкие торговые суда, доставлявшие в Россию из стран Западной Европы сукно, краски, галантерею. Обратно иностранные торговцы увозили мачтовый лес, меха, пеньку, икру. После того как Петр совершил свое непродолжительное морское путешествие на небольшой яхте, в Городе (так в те времена часто называли Архангельск) был заложен корабль. Его строительство царь поручил воеводе Федору Матвеевичу Апраксину.

В январе 1694 г. умерла Наталья Кирилловна Нарышкина. Ее смерть выявила характерную черту Петра — стремление переживать горе в одиночестве. Когда положение матери стало безнадежным, сын простился с нею и уехал в Преображенское. Он не вернулся в Москву и на похороны. Лишь на третий день после похорон он посетил могилу матери, где в одиночестве оплакивал ее смерть. Архангельскому воеводе Ф.М. Апраксину Петр сообщил о своем горе кратко и выразительно: «Беду свою и последнюю печаль глухо объявляю, о которой подробно писать рука моя не может, купно же и сердце».

Рождение первенца у царствующей четы не упрочило семейных уз. Не сблизили супругов и семейные несчастья — смерть второго, а затем и третьего сына, кончина Натальи Кирилловны. Об этом свидетельствуют письма Евдокии Лопухиной, адресованные Петру в 1694 г. Одно письмо наполнено особенной грустью — ясно, что оно написано женщиной, которая знает, что она отвергнута ради другой (Петр по- прежнему посещал Анну Моне). Евдокия не скрывает своей горечи и не может удержаться от упреков: она сетует, что не получает в ответ на свои письма «ни единой строчки».