Самым значимым событием в области зодчества и градостроительства петровского времени явилось основание Петербурга. Если застройка прочих российских городов проходила стихийно, то Петербург возводился по четко разработанному плану. Фасады всех зданий выходили на улицу, в чем виделось стремление преодолеть замкнутость прежнего образа жизни. Размеры зданий утверждались специальными указами и зависели от состоятельности владельца. Богатым помещикам и купцам вменялось в обязанность строить двухэтажные каменные здания с высокими комнатами, большими окнами и украшениями на фасаде. Летний дворец Петра I также возводился в соответствии с этими требованиями, поэтому он мало чем отличался от особняков родовитых петербуржцев.

Над проектами монументальных зданий северной столицы работали архитекторы Доменико Т£>езини, Иван Устинов, Михаил Земцов. Петропавловский собор, построенный по проекту Трезини, стал выдающимся сооружением для того времени. Его колокольня превышала высоту колокольни Ивана Великого в Московском Кремле: по замыслам Петра, это должно было служить символом превосходства новой столицы над старой. К памятникам архитектуры петровского времени относятся здания Двенадцати коллегий, Кунсткамеры и тд.

Много усилий предпринималось для благоустройства города. По царскому указу 1714 г. каждое судно, прибывавшее в Петербург, должно было доставлять не менее десяти камней для мощения улиц, каждая подвода — три камня. Главные улицы города в темное время суток освещались фонарями, заправлявшимися конопляным маслом. На строительство и благоустройство своего «парадиза» (рая), как называл Петр новую столицу, были мобилизованы огромные ресурсы всего российского государства. Тем же указом 1714г. царь запретил использовать кирпич в качестве строительного материала повсюду, за исключением Петербурга.