Конец августа и начало сентября волонтеры посвятили обучению премудростям судостроения. 9 сентября на Амстердамской верфи был заложен фрегат длиной 100 футов. В отличие от Петра, весьма непритязательного в одежде, пище, бытовых условиях, многим волонтерам тяжелая работа на верфи пришлась не по душе. Группа русских молодых людей, прибывшая в Голландию раньше Петра, попыталась вернуться на родину, однако царь не позволил.

Желая как можно больше времени посвятить работам на верфи, Петр до минимума сократил свое участие в светских церемониях, ограничив его всего двумя встречали. 31 августа состоялось его приватное свидание с английским королем Вильгельмом III, для которого Петр прибыл на яхте в Утрехт, а после встречи сразу возвратился на верфь в Амстердам.

17 сентября царь принял участие в церемонии торжественного въезда посольства в резиденцию правительства Нидерландов — Гаагу, но уже на следующий день он вновь работал на верфи.

Личное участие царя в постройке кораблей подверглось критике со стороны некоторых волонтеров. Будучи оповещенным о таких настроениях, Петр распорядился заковать критиканов в цепи, чтобы затем отрубить им головы. Однако бургомистры напомнили царю, что законы Голландии не позволяют казнить человека без суда. Это вынудило Петра изменить принятое решение: казнь неугодных волонтеров была заменена ссылкой в отдаленные колонии Нидерландов.

Фрегат «Петр и Павел», заложенный по специальному распоряжению директоров Ост-Индской компании, был спущен на воду 16 ноября. При этом событии присутствовали великие послы. Русские ученики получили свидетельства об овладении мастерством судостроения. 15 января 1698 г.