В утверждении категории «правды» как условия царских жалованья и береженья явно проступает упадок значения чисто родового приоритета: царское «жалованье» зависит уже и от индивидуальных заслуг, от того, насколько «бояре и вельможи» будут «в правде» своему государю. Возможно, что здесь проводится тезис об обязанностях царя по надзору за службой подданных. Следует обратить внимание и на то, что «отечество», судя по «поучению», имеет отношение только к «боярам и вельможам». «Князья и княжата», а также прочие находятся как бы за рамками этих отношений. Эта формулировка косвенно подтверждает известный тезис о возникновении местничества как результата стремления старомосковского боярства сохранить свои позиции в ситуации наплыва бывших удельных княжат.

Пресечение династии Рюриковичей привело к изменению принципа замещения престола – появляется первый избранный государь, чей приход к власти оформляется специальным актом – Утвержденной грамотой. Полагаем, что акты Земских соборов можно считать нормативными правовыми актами. В этом документе обширный раздел посвящен местническим отношениям. Чины Государева двора целуют крест на верность новому царю и клянутся:

Во всяких чиновных людях несупротивну быти» (т.е. беспрекословно подчиняться государственному аппарату).

(т.е. без сопротивления подчиняться правительственным назначениям, конфликты вокруг которых являлись основной сферой приложения института местничества).