В виде поучения митрополита Макария в Никоновской летописи изложен первый, так называемый «Владимирский» приговор об отмене местничества на время Казанского похода. Таким образом, здесь четко разделяются понятия: «за службу – жаловати»; «за отечество – беречи». Глава церкви тем самым разъясняет, что если «жалованье» – награда за индивидуальные заслуги, «службу», то «бережение» – это ответственность верховной власти, которую она берет на себя в деле охранения «отечества» – местнической чести служилых людей на время объявления безместия. Категория «службы» наравне с категорией «отечества» далее появляется в речи царя Федора Ивановича в церемонии венчания на царство. Обращаясь к митрополиту, царь заявляет: «А яз о сем молю, Ваше святительство, а вы бы, наши бояре, нам служили потому же, как есте служили отцу нашему, а мы вас учнем жаловати и держати по вашей службе и по отечеству». Здесь также аналогичный порядок терминов – «жаловати. по службе», «держати» – «по отечеству» (слово «беречи» заменено аналогичным по смыслу «держати» – удерживать, защищать). В начале 1616г. русские представители на переговорах о перемирии с Польско-Литовским государством в ответ на упрек, что теперь в Москве.