Имеется в «чине» и краткое поучение Ивана III, который, в частности, повторяет слова митрополита -  и ты, внук Дмитрей, имей страх Божий в сердцы и люби правду и милость и суд

прав». В следующем по времени чине венчания – Ивана IV на царство в 1547 г., «поучение» сильно расширяется, приобретя вполне законченную форму произведения, и в таком виде неизменно повторяется в церемониях последующих лет вплоть до конца XVII в. По мнению исследователей, «поучение» как элемент коронационного ритуала не имеет аналогов в сербском и византийском источниках «чина венчания» и разработано, видимо, митрополитом Макарием, неоднократно наставлявшим юного царя в своих речах и посланиях. Можно предположить, что причиной ввода и дальнейшего совершенствования «поучения» являлось особое положение юных неопытных монархов – Дмитрия, соправителя при деде, и сироты Ивана IV, нуждавшихся, по мнению их окружения, в руководстве, однако в дальнейшем оно приобрело и иной смысл.

В основе «поучения» лежат «Послание императора Василия сыну, Льву Философу» 886 г.11 и, отчасти, сочинения Иосифа Волоцкого, который в послании к дмитровскому князю Юрию объяснял ему обязанности правителя1 Именно Иосиф впервые применяет термины «место» и «отечество» в интересующем нас смысле: «тебе бо Господь Бог избра в себе место, постави на твоем отечестве.», тем самым сакрализовав эти понятия – князь сидит на уделе, полученном «по отечеству», согласно «месту», данному ему самим Господом. Бог поручает князю «правление своего отечества» – это, конечно, не означает управление своей родиной (удел – категория временная), а обязанности, переданные «по отечеству». Среди всех этих обязанностей монарха находятся и отношения с подданными. «Отечество» имеется не только у суверена, оно, как некая привилегия, имеется и у его подданных, с чем приходится считаться монарху; это право на определенное место при его дворе и на занятие там тех или иных должностей.