Характерной чертой капитализма является опережающий рост отраслей, занятых производством продукции производственного, а не личного потребления. Такой рост начался во второй половине 80-х гг. и продолжался до экономического кризиса 1900-1903 гг.

Узким местом русской тяжелой промышленности была ее ела бая металлургическая база. Железнодорожное строительство требовало колоссального количества металлических изделий (на 1 км железнодорожного пути в мировой практике использовалось 100 т таяла), а ввозить металл и железный лом из-за границы стоило дорого. К счастью для народного хозяйства, в 80-е гг. были разведаны колоссальные запасы превосходной железной руды в Кривом Роге.

Громадные темпы роста выплавки чугуна и стали в 1885-1899 гг. сопровождались техническим переворотом в производстве.

Пудлингование и кричные горны вытеснялись бессемеровскими конверторами и мартеновскими печами. По сравнению с 70-ми – первой половиной 80-х гг., ситуация кардинально изменилась. Теперь уже на южных доменных заводах широко применялись новая иностранная техника и технология. Этот процесс не обошел стороной и Урал. После 1882 г. там начинаются прогрессивные изменения, механизируются производственные процессы, строятся новые агрегаты большой мощности. С 882 по 1896 г, уральское чугунно-плавильное производство выросло на 218 %. 2/3 его продукции поглощало строительство Сибирской железной дороги.

Во второй половине 80-х – начале 90-х гг. полностью реконструировали Новороссийский металлургический завод в Юзовке.