В 70-е гг. высшие женские курсы университетского и специального характера появились в Петербурге, Казани, Киеве, Одессе. Огромный престиж в образовательной среде имели Бестужевские высшие женские курсы, возникшие в Петербурге в 1878 г. Высшие женские учебные заведения существовали за счет благотворительных пожертвований и платы за обучение.

Участие курсисток в революционном движении заставило правительство в 1886 г. запретить прием на все Высшие женские курсы. Вскоре, после выпуска уже начавших учебу воспитанниц деятельность курсов прервалась и возобновилась только в начале 1900-х гг.

В апреле 1866 г. после каракозовского выстрела А.В.Головнин, обвиненный в попустительстве разрушительному направлению, был уволен с поста министра народного просвещения и заменен графом Д.А.Толстым – представителем «ретроградной партии». Период либеральных реформ закончился, новый министр приступил к пересмотру сделанного предшественником. Д. А.Толстого не устраивала и возмущала проведенная Голов-

Однако Александр II утвердил мнение меньшинства: свободный доступ в университеты лицам, окончившим реальные учебные заведения, был закрыт. 30 июля 1871 г. был издан новый устав гимназий, который предусматривал сохранение только классических гимназий. Срок обучения был увеличен до 8 лет (7-й класс делился на 2 года). На изучение латинского и греческого языков отводился 41 % учебного времени. Сокращалось количество часов, предназначенных для других дисциплин – русского языка, литературы, истории, географии, физики, математики и естествознания. Преподавание древних языков страдало формализмом, много времени занимала зубрежка правил и текстов. Появились должности классных наставников и классных надзирателей, которые вели воспитательную работу, следили за благонадежностью учащихся.