В 1866 г. правительство явочным порядком приступило к пересмотру положений судебной реформы. Ограничивался круг дел, подлежавших рассмотрению «общими судебными местами». В 1872 г. для разбора дел по политическим преступлениям было образовано Особое присутствие Сената, ограничивалась публичность судебных заседаний и печатная гласность их освещения. Оправдание В.И.Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника, судом присяжных и ее освобождение в зале суда (в 1878 г.) шокировало правящие круги, создало опасный для властей и самого государственного строя прецедент. С того времени производство по некоторым политическим делам передавал ос ь военно-окружным судам. В 1878 г. по приговору Одесского военно-окружного суда был казнен народник И.М.Ковальский.

Необходимость военных реформ возникла вследствие неудач России в Крымской войне, обнаружившей техническую отсталость русской армии и флота на фоне стремительного роста и модернизации военного потенциала западноевропейских держав, и по причине глубоких социально-экономических изменений, которые заставили пересмотреть основополагающие принципы организации сухопутных и морских сил.

Армия и флот нуждались в новой системе комплектования – рекрутские наборы изжили себя и не позволяли, в случае военной

угрозы, мобилизовать требуемые людские ресурсы – ни по количеству, ни по должной боевой готовности. В годы Крымской войны общая численность армии и флота составляла 2 млн человек – 3 % всего населения, из них участвовало в военных действиях 700 тыс. человек. Увеличить эту численность правительство не могло, так как опасалось хозяйственного упадка и волнений.

Иным должно было стать управление сухопутными войсками и флотом.