В конце 70-х г. военное ведомство имело развитую систему учебных заведений: 6 военных академий, 6 военных училищ, 18 военных гимназий, 16 юнкерских училищ, 8 прогимназий, Пажеский и Финляндский корпуса со специальными классами и приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища. Сократилось число офицерских вакансий, значительно повысился уровень подготовки офицеров.

При проведении реформ внутри военного ведомства Д.А.Милютин следовал основополагающим началам, общим для всех «великих реформ» 60-70-х гг. Военное образование становилось бессословным. С 1876 г. в военные учебные заведения принимались лица всех сословий, хотя подавляющее большинство воспитанников по- прежнему было из дворян.

Еще в начале 60-х гг. XIX в. военное министерство приступило к рассмотрению вопроса об изменении принципов комплектования армии. Рекрутские наборы распространялись на податные сословия – крестьян и мещан. Около 20 % населения было освобождено от воинской повинности, это препятствовало обеспечению армии необходимыми людскими ресурсами. Тем временем европейские державы стремительно перевооружались, наращивали военную мощь, что требовало массового обучения мужского населения военному делу и, следовательно, увеличения контингента призываемых в армию.

В 1862 г. по инициативе Д.А.Милютина при Государственном совете была создана особая комиссия под председательством члена совета Н.И.Бахтина, готовившая новые начала призыва на военную службу.

1871 гг. прусской армией, укомплектованной по принципу всеобщей воинской повинности, быстро и великолепно отмобилизова: ной, убедил большинство правительственных сановников необходимости реформы по прусскому образцу.

19 января 1873 г Д.А.Милютин внес в Государственный сове, проект «Устава о воинской повинности».