Развитие промышленности влияло на уровень развития внутреннего рынка, определяло его эволюцию, меняло материальные потребности и содействовало росту уровня благосостояния населения. М.И.Туган-Баражшский считал, что почти вся русская промышленность вышла из торговли. Заводчиками и фабрикантами часто становились бывшие купцы. Но из того, что купец обзаводился фабрикой, он не переставал быть купцом. В названиях известных фирм фамилиям владельцев предшествовало указание на характер предприятия: «фабрично торговое товарищество», или «промышленное и торговое товарищество», или «торгово-промышленное товарищество». Хотя торговая деятельность приносила в России больше прибыли, чем занятия промышленностью, фабричное производство являлось для купцов разной страховкой от риска торгово-ростовщических операций. Дли некоторых промышленных фирм, таких, как Бардыгипа, торговля и имела самостоятельное значение. Большинство фабрикантов тек стильной и пищевой промышленности имели сеть собственных торговых отделений. Особенностью отечественной торговли было отсутствие в ней специализации. Многие текстильные фабриканты выгодно торговали хлопком, чаем, шерстью, хлебом.

В России действовало более 16 тыс. ярмарок. 87 ". ярмарок были сельскохозяйственными, представляли собой торжки. Обороты 12 % ярмарок были сред ними (от 10 до 100 тыс. рублей), они занимали как бы промежуточное положение между розничной в оптовой торговлей. И только

обороты 1 % ярмарок составляли от 100 тыс. рублей до 1 млн рублей и более, они имели характер временных оптовых торговых центров.