Наиболее значительными оригинальными произведениями П.Б.Аксельрода были брошюры «К вопросу о современных задачах и тактике русских социал-демократов» и «Историческое положение и взаимное отношение либеральной и социальной демократии в России» (1898 ). Рассуждая о гегемонии пролетариата, он в отличие от Плеханова особенно акцентировал внимание на реакционности крестьянства и союзе с либеральной буржуазией.

Литература, издававшаяся группой и ввозившаяся нелегально в Россию главным образом русскими студентами, обучавшимися за рубежом, использовалась в работе марксистских кружков, которых становилось все больше. Устойчивая кружковая традиция сложилась в Петербурге, где еще в 1884 г. Д.Благоев создал «Партию русских социал-демократов». После ее разгрома полицией, марксистская пропаганда продолжалась «Товариществом Санкт-петербургских мастеровых» (1885-1888) П.В.Точисского, а в 1889 – 1892 гг. «Социал-демократическим обществом» М.И.Бруснева.

С 1882 г. активная пропаганда марксизма велась в Польше. В конце 80-х гг. марксистские кружки и группы складываются и в других регионах страны. Тогда же деятельность русских марксистов получила международное признание. В 1889 г. Плеханов и Аксельрод были приглашены в качестве гостей на учредительный конгресс II Интернационала и в дальнейшем принимали активное участие в работе этой международной организации.

С начала 90-х гг. на волне общественного подъема, вызванного голодом 1891-1892 гг., марксизм становится модной идеологией в молодежной среде. К активной политической деятельности приходит новая генерация русских марксистов, в корнях своего мировоззрения не связанная с идеологией народничества, настроенная решительно прозападнически. Ее кумирами были П.Б.Струве и М.И.Туган-Барановский.

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) происходил из семьи украинских дворян, ведших свой род от татарских ханов и польских шляхтичей. Воспитывался он в духе украинофильства.