Уступая духу времени и под давлением международных кредиторов, правительство императора Александра II решилось на преобразование государственных финансов в духе буржуазных принципов строгой централизации и публичности. Реформа готовилась несколько лет. В 1858 г. была создана специальная комиссия для перестройки финансов под председательством А.Д.Гурьева. В нее вошли министр финансов А.М.Княжевич, чиновник государственного кон г роля В.А.Татаринов и будущий министр финансов М.Х.Рейтерп Душой комиссии стал В.А.Татаринов, который в течение двух  изучал за границей бюджетную систему Франции, Австрии, Прус сии и Бельгии. М.Х.Рейтерн для этой же цели был послан в США.

В 80-90-е гг. они понизились до 25 % – Россия в ту пору не воевала ни с одним государством.

Неуклонно, от десятилетия к десятилетию, повышались расходы на обслуживание государственных займов. В 1866-1875 гг. они отвлекали 17 % ресурсов объединенного бюджета, в 1886-1895 гг. – свыше 40%. Конверсия государственных займов (обращение 5-процентных облигаций в 4-ироцентные), начатая А.И.Вышнеградским и завершенная С.Ю.Витте, дала возможность несколько понизить ежегодные платежи держателям русских государственных бумаг.

Рост бюджета в последнем десятилетии XX в. был вызван преимущественно экономической деятельностью государства и расширением государственного хозяйства. Главнейшими расходами бюджета были затраты на железнодорожное строительство. В начале 60-х гг. сооружение рельсовых магистралей велось за счет казны. За казенный счет была выстроена Московско-Казанская дорога (1862) и ряд других. С 1866 г. начинается эпоха строительства железных дорог частными концессионерами, но с использованием государственных кредитов. Для поддержки железнодорожных грюндеров в 1867 г. был создан специализированный железнодорожный фонд.