Учащиеся выпускных классов гимназий получали необходимые сведения о государственном строе, верховной власти, учреждениях, уголовном и гражданском законодательстве империи.

Выпускники гимназий могли поступать в университеты без экзаменов. Выпускники реальных гимназий имели преимущественное право поступления в высшие технические учебные заведения, но их доступ на факультеты университетов, по настоянию оппонентов реального образования в Государственном совете, был ограничен.

В начале царствования Александра II были предприняты шаги по раскрепощению университетской жизни. Отменялся запрет на проведение публичных диспутов. Формально разрешалось поступление в университет всем без исключения лицам, в том числе получившим домашнее образование и выходцам их низших

сословий. В 1858 г. инспектор лишался власти над студентами за пределами университета, где они могли носить партикулярное платье. В 1861 г. была отменена студенческая форма. Но к коренному изменению университетского распорядка правительство приступило лишь под влиянием студенческих волнений 1861 г. Созданная в декабре 1861 г. специальная комиссия из попечителей учебных округов и профессоров уже в начале 1862 г. подготовила проект нового университетского устава взамен николаевского устава 1835 г. Проект был опубликован и разослан для отзывов во все университеты России, губернаторам, предводителям дворянства, церковным архиереям, а также иностранным ученым. Министерство народного просвещения командировало за границу профессора К.Д.Кавелина для ознакомления? деятельностью европейских университетов. После рассмотрен и многократных исправлений в высоких инстанциях Университетский устав был утвержден 18 июня 1863 г.

Университетский устав 1863 г. оказался одним из самых либеральных законов времени «великих реформ». Он предоставлял университетам широкую автономию, превращал их в особые учебные корпорации, состоящие из преподавателей.