Турецкий флот господствовал в Черном море. По окончании войны было создано Общество Добровольного флота под покровительством наследника престола Александра Александровича, которое занималось сбором средств и пожертвований на строительство необходимых России поенных судов нового поколения – прежде всего крейсеров.

Тем не менее морские реформы имели огромное значение в деле модернизации флота, воспитания его личного состава в период, когда на смену парусным судам пришли винтовые, а через десятилетие – броненосные суда. Был подан пример рационального реформирования администрации, совершенствования системы образования, решения острых социальных проблем в рамках одного ведомства. Морское начальство подняло ряд важнейших вопросов, общих для всей военной отрасли – о принципах набора на службу,

о    способах достижения офицерского чина, об отношениях между офицерами и нижними чинами. Нововведения в морском ведомстве во многом инициировали крупные преобразования в масштабе всей России – крестьянскую, судебную, образовательную, финансовую и другие реформы.

Реформы в русской армии, равно как и на флоте, не были единовременным актом, а представляли собой постепенно осуществляемый комплекс мер но реорганизации военного управления, военно- учебных заведений, перевооружению и улучшению боевой подготовки войск. Самым значимым преобразованием был новый порядок комплектования армии. Реформы охватывают период 60-70-х гг.

XIX в., в течение которого военным министром России являлся выдающийся государственный и военный деятель, крупный ученый Д.А.Милютин.

Особое место в докладе занял вопрос о подготовке офицерских кадров. В целях замещения офицерских должностей при развертывании военных действий Милютин предлагал в ускоренном порядке производить в офицеры младший командный состав и расширять систему военно-учебных заведений, развивая в них военную специализацию.