Государство останется в мире Зла и погибнет вместе с ним. Третий разговор по замыслу Соловьева должен был развенчать толстовство как систему взглядов. Он подводил читателя к мысли о том, что самозванство в проповеди учения Христа недопустимо, а под личиной Толстого скрывается Антихрист.

Торжество Добра, по мнению Соловьева, должно наступить после катастрофы, конца старого мира. Осуждая современную церковь, ощущая мизерность либеральной деятельности в условиях надвигающегося кризиса, неприязненно относясь к капитализму, он приходил к пессимистическим выводам о конце всемирной истории:

глобальных социальных изменениях во всем мире и революционном взрыве в России.

Канун XX в. воспринимался эсхатологически ис только Соловьевым, но и многими его современниками. Вполне определенно эти настроения проявились в литературно-эстетическом движении, которое называют русским декадансом, символизмом или русским модерном. К этому движению относились такие представители отечественной словесности, как З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб, Н.М.Минский и др. Теоретически это течение эстетической мысли пытался обосновать Д.С.Мережковский.

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866—1941) родился в семье дворцового чиновника. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Уже в годы учебы он выступил как поэт. Первые юно шеские литературные опыты Мережковского получили негативную оценку Ф.М.Достоевского, который заявил, что для того, чтобы хорошо писать, нуж но много страдать. В 1888 г. в жизни Дмитрия Сергеевича произошли два важ> пых события – выход в свет первого сборника его стихов, принесшего ему известность, и женитьба на З.Н.Гиппиус, с которой они прожили неразлучно 52 года. В 1893 г. Мережковский публикует книгу «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», ставшую программным документом русского декаданса.