«Шестидесятник» по мировоззрению он высоко оценивал крестьянскую и земскую реформы. Вместе с тем он был далек от их апологетики, рассматривая их как первый шаг, за которым должны последовать другие. Земельный вопрос для Ключевского как бы не существовал.

В 1878 г. графу Л.Н.Толстому исполнилось 50 лет. Всемирно известный писатель на рубеже 70-80-х гг.

XIX  в. пережил идейный кризис, который привел к становлению его нового миросозерцания. Широко и полно Толстой изложил сто в публицистических произведениях «Исповедь», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?», «Царство Божие внутри вас», «Рабство нашего времени», а также в ряде литературных шедевров, в том числе в главной своей художественной работе этого периода – романе «Воскресение».

За ним было установлено постоянное наблюдение полиции. Многие его произведения запрещались цензурой и печатались сначала в Женеве, затем в Лондоне, где Чертков основал издательство «Свободное слово». Уже в начале 90-х гг. в связи с усилением «умственного возбуждения» под влиянием сочинений Толстого Победоносцев предлагал Александру III отлучить мятежного графа от церкви. В придворных сферах всерьез стал обсуждаться вопрос о необходимости выслать Толстого или посадить его в дом для умалишенных. Однако император, учитывая общественное мнение, запретил тогда репрессии против него. В феврале 1901 г. Святейший Синод все таки отлучил графа Л.Н.Толстого от православной церкви, вызвав негодование широких общественных слоев и рост симпатий к отлученному. В связи с этим известный издатель, владелец крупнейшей русской газеты «Новое время» А.С.Суворин записал в своем дневнике, что «два царя у нас: Николай II и Лев Толстой». Первый ничего не может поделать со вторым, «тогда как Толстой несомненно колеблет трон Николая и его династии».

Вместе с тем Толстой не был политиком в собственном смысле этого слова. Мировоззрение его было анархично.