Принцип состязательности подкреплялся самостоятельной адвокатурой, институтом присяжных заседателей и новой ролью прокуратуры, терявшей инквизиционный характер, но приобретавшей права одной из сторон в уголовном и гражданском процессе. Законопроект предусматривал гласность судебного разбирательства. Правосудие в России должно было осуществляться только судом. Презумпция невиновности и приговор]) суда исключали наличие промежуточных репрессивных форм например, оставления в подозрении.

Судебные уставы были утверждены государем

20   ноября 1864 г. Порядок деятельности новой судебной системы определяли четыре закона – «Учреждения судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав гражданского судопроизводства» и «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». Решение о составлении последнего закона было принято на завершающем этапе работы нал реформой – низшая судебная инстанция должна была принять на себя огромную массу незначительных уголовных и административных правонарушений, давая возможность вышестоящим судам сосредоточиться на рассмотрении более крупных дел.

избранные мировыми судьями, представлялись на его утверждение. Мировые судьи могли назначаться на вакантные места первым департаментом Сената по представлению министра юстиции.

Участковые и почетные судьи всего мирового округа образовывали съезд мировых судей во главе с выборным председателем. Съезд принимал окончательные решения по разбираемым делам и пересматривал обжалованные приговоры мировых судей. Исполнение решений мировых судей и съездов могло возлагаться на судебных приставов или местную полицию. Мировой судья разбирал дело и выносил решение единолично, а члены мирового съезда – в составе не менее трех человек. К компетенции мировых судей и съездов относились гражданские иски на сумму не более 500 рублей, мелкие уголовные и административные правонарушения.