Правые и левые, православные и католики одинаково ссылались на него и искали в нем опоры. И вместе с тем, Владимир Соловьев был очень одинок и мало понят.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) родился в семье знаменитого русского историка, ректора Московского университета С.М.Соловьева. Пережив увлечение нигилизмом, атеизмом и естественными науками, Владимир пришел к идеализму и глубокой внутренней религиозности еще в студенческие годы. По окончании историко-филологического факультета в 1874 г. он был оставлен при кафедре философии Московского университета для приготовления к профессорскому званию. Из командировки он вернулся вполне сформировавшимся оригинальным философом. Соловьев был идеалистом, но трактующим материю как такое осуществление духа, которое необходимо для самого же духа. Его учение о Софии, которое стало популярным в религиозно-философских кругах начала XX в., утверждало начало божественной премудрости в материальном мире, в космосе и человечестве, предусматривало единение между Творцом и Творением. Соловьев полагал, что научное знание не способно до конца раскрыть истину. Только религия дает подлинное объяснение принципам существования и назначения мироздания, придает смысл жизни человека. Соловьев был диалектик всеединства. Наконец, его новаторство заключалось в попытке создания собственной философской системы.

Возвратившись в Россию в 1877 г., В.С.Соловьев стал участником конфликта либерально и консервативно настроенных профессоров Московского университета.