Права органов самоуправления расширялись, к их компетенцию входили хозяйственные вопросы. Вместе с тем сохранялась сословная замкнутость избирательных курий, широкие массы городского населения по-прежнему не имели избирательных прав. Финансовые возможности городского самоуправления были крайне ограничены. Структура самоуправления Москвы состояла из представительного учреждения – общей городской думы и исполнительного – распорядительной думы (позднее – управы). Московская городская дума сразу стала влиятельным фактором общественной жизни.

Одновременно правительство начало выработку основ будущей городской реформы, общих для всей страны. Повеление Александра II 20 июля 1862 г. предписывало составить проект нового «Городового положения». Местные комиссии, созданные в 509 городах России, были призваны доставить правительству полезные сведения о городском хозяйстве и предположения о преобразовании управления городами. В комиссиях не нашлось противников сословности, самостоятельности городского самоуправления. Высказывались предложения существенно расширить права выборных городских органов, наделить их административно-полицейскими функциями. Многие комиссии выступили против имущественного ценза, некоторые предлагали установить не имущественный ценз, а образовательный.

На основании собранных материалов в 1864 г. министерство внутренних дел составило проект «Городового положения», рассмотрение которого, однако, сильно затянулось из-за опасений правительства столкнуться с оппозицией в лице «модных городских крикунов», требующих «конституции», а также вследствие усиления консервативных начал внутренней политики после покушения Д.В.Каракозова.