Но отношение Толстого к революционерам не было однозначно негативным. Явную симпатию и сочувствие он испытывал к тем из них, деятельность которых направлялась нравственными побуждениями.

С иронией Толстой относился к либеральному движению: «нельзя такую маленькую вещь как конституция ставить превыше всего». По его мнению, свободы не будет пока существуют правительства. Кроме того, он крайне негативно относился к городской буржуазной цивилизации, развращающей людей. Но было бы не верно обвинять Толстого в отрицании всех достижений культуры, науки и техники. Напротив, он призывал изучать законы природы, разрабатывать приемы для облегчения труда работника, используя машины, пар, электричество, но так, чтобы это не влекло за собой уничтожение природы и закабаление людей.

Наряду с критической составляющей система взглядов Л.Н.Тол- стого включала в себя и программу социально-политических и экономических преобразований. Последняя с течением времени развивалась становясь все более радикальной, приобретая черты коммунистической программы. К началу XX в. Толстой выступал зн решительное разрушение существующего строя жизни, желал унич тожения капитализма, милитаризма, национального сепаратизма, официальной церкви. «Одним словом, – подытоживал Толстой, уничтожиться должно насилие и замениться свободным любовным единением людей». Средства для достижения этого состояния дол жны были быть ненасильственные. Для этого нужно: не принимать участие в деятельности правительств; не платить налоги и не нользо ваться деньгами, собранными податями; не применять насилия; отказаться от прав на собственность. Уповал Толстой и на нравственное воскресение представителей власти, в том числе и царя, которые должны добровольно уйти. Позиция «непротивления» злу и «неделания» Толстого предполагала активное мирное противление и делание.