Традиционализм не был новым идеологическим явлением для России, но в рассматриваемый период он переживал подлинный расцвет. Это объяснялось реакцией общества на либерализм предшествующего царствования и взрыв революционного экстремизм на рубеже 70-80-х гг. Для традиционалистов были характерны приверженность исконным социальным институтам, духовным ценностям и политический консерватизм, порой переходящий и реакционность. Традиционализм выполнял чрезвычайно важную

социальную функцию – он играл роль тормоза, призванного уберечь Россию от политических потрясений и крайностей социального реформаторства.

При всем своеобразии и индивидуальности каждого из конкретных представителей традиционалистского мышления можно выделить несколько основных его направлений. Это – государственный консерватизм, религиозно-философский традиционализм и неославянофильство.

Государственный консерватизм в XIX в. был представлен именами ряда выдающихся государственных деятелей, ученых и литераторов близких к правительственным кругам. Крупным идеологом этого направления был К.П.Победоносцев (1827-1907), о жизненном пути которого речь шла в предыдущей главе. Как публицист он выступает уже в 70-е гг. XIX в. Наиболее значительным его политико-публицистическим произведением является книга «Московский сборник» (всего 4 издания, 1-е – 1896 г.), где оригинальные работы Победоносцева соседствуют с его рефератами и переводами зарубежных авторов, которых он как бы заставил подкреплять аргументами его собственные позиции.