Появляются новые формы торговли: по образцам, биржевая торговля, монополистические конторы по продаже, торговые музеи, народно-хозяйственные выставки, фабричные склады (или отделения), институт коммивояжерства. Товарищество московской ситценабивной мануфактуры А.Гюбнера с 1891 г. формирует сеть оптовых магазинов и складов, представительств и магазинов в Петербурге, Харькове, Варшаве, Коканде, Одессе, Риге, Самарканде, Ташкенте, Париже и китайских городах Тяньцзине и Харбине. Сложившаяся форма участия российских промышленников в торговой деятельности была вынужденной и в других странах не наблюдалась. Фирма Гюбнера, как и другие отечественные текстильные фирмы, в такой форме боролась с оптовиками, захватившими текстильный рынок. Фабрика, организуя массовый сбыт, ориентировалась в первую очередь у на крестьян. Урожай анализировался директорами как основной фактор роста покупательной способности населения. Ежегодные сезонные коллекции фабричных тканей для деревни насчитывали более 600 образцов. В зависимости от моды и местных традиций формировались национальные и региональные коллекции; тщательно анализировались по данным, сообщавшимся торговыми агентами с мест, резервы будущего рынка.

В создании стационарных форм торговли, строительстве пасса жей – крупных универмагов – лидировала Москва, крупнейший центр оптовой и розничной торговли России. В 70-80-х гг. были построены пассажи на Тверской, Лубянке и Петровке, на Кузнецком мосту. В 1886-1893 гг. на Красной площади были перестроены торговые ряды по проекту А.Н.Померанцева. Здание принадлежало акционерному обществу «Верхних торговых рядов» (ныне ГУМ).