Все это говорит о том, что в России по прежнему сохранялись псе необходимые условия для воспроизведения основ народнического мировоззрения. Оно обладало весьма последовательной теоретической концепцией, сохранявшей привлекательность для определенной части интеллигенции. У народников были и свои общепризнанные духовные лидеры – П. Л. Лавров (умер в эмиграции к 1900 г.) и Н.К.Михайловский, представлявшие как бы две стороны в народничестве, находящиеся в диалектическом единстве.

Николай Константинович Михайловский (1842-1904) происходил из дворянской семьи. Он учился в Петербургском институте горных инженеров, но за участие в студенческих беспорядках был отчислен с последнего курса. П дальнейшем он занимался литературной критикой, публикуясь в ряде газет и журналов, в том числе в «Отечественных записках». Серия публикаций Михайловского «Что такое прогресс?», «Теория Дарвина и общественная наука», «Аналитический метод в общественной науке», «Философия истории Луи Блана» выдвинула его в ряды властителей дум демократической молодежи.

Всегда действуя легально, Михайловский в 1879-1881 гг. отдал дань революционному подполью, настаивая на решительной политической борьбе с правительством. За это он был наказан ссылкой в Выборг в 1882-1886 тт. За связь с революционным подпольем он высылался и в 1891 г. Однако полностью на нелегальное положение он не переходил. И это не было следствием трусости. На соответствующее предложение П.Л.Лаврова он ответил, что у него есть моральный долг перед почти 8 тыс. читателей.

В 1892 г. Михайловский возглавил журнал «Русское богатство». Под его руководством буквально за несколько лет это издание становится одним из самых популярных органов периодической печати России.

Рассматривая общество в неразрывной связи социального и биологического, Михайловский полагал, что суть прогресса заключается в развитии и совершенствовании личности.