Однако на Ижевску заводах военного ведомства (Сарапульский уезд Вятской губернии) энергия получалась от вододействующих колес местного изготовления. Зимой производство просто останавливалось из-за недостатка воды. Архаика средневековых водяных колес господствовала в энергетическом хозяйстве Урала. За 20 лет (1860-1879) мощность паровых двигателей выросла с 2,5 до 8,6 тыс. лошадиных сил, их удельный вес в силовом оборудовании поднялся с 7 % до 23 X, Тем не менее из гидроэнергетической практики был вынесен значительный технический опыт (универсальности и экономичности), реализованный в иных формах в новом энергоносителе. Однако в целом в топливном балансе металлургических заводов Урала преобладал древесный уголь.

К концу XIX в. сложилось следующее распределение суммы горной и фабрично-заводской производительности: обработка волокнистых веществ – 33,3 %, питательных продуктов – 22,8 %, горной промышленности – 13,9 %, металлических изделий – 10,9 %, обработка животных продуктов – 4,7 %, обработка дерева – 3,6 %, керамические производства – 2,9 %; химические производства – 2,1 %; писчебумажное – 1,6 % и остальное – 4,2 %. Таким образом, в обрабатывающей промышленности России, как и в дореформенные годы, лидировали текстильная и пищевая промышленность (мукомольное, сахарорафинадное, маслодельное, винокуренное и табачное производства). Происходит усиление позиций горнозаводской промышленности и металлообработки, чье развитие стимулировалось железнодорожным строительством. Вместе с тем появляются качественно новые явления, такие, как электротехника, но они утверждались с трудом.