Такого рода соглашения получили наименование торговых стачек (от слова «стакнуться», т.е. договориться). В 1845 г. они были законодательно запрещены. И это запрещение не было отменено до 1917 г.

Условия для возникновения и развития монополистических объединений промышленного типа складываются в России в 60-е – первой половине 70-х гг. Однако лишь в 80-е гг. происходит интенсивное развитие картелей. Первые монополии возникли в 80-90-х гг. н тяжелой промышленности, в отраслях, обслуживавших железнодорожное строительство: металлообрабатывающей, горной, нефтяной промышленности, в стекольном производстве и в промышленности строительных материалов. Большинство сложившихся союзов представляло переходный тип монополистических объединений от картеля к синдикату. «Союз рельсовых фабрикантов» (1882) и «Союз фабрикантов рельсовых скреплений» (1884) имели руководящий орган – совет, во главе с управляющим. Коммерческая самостоятельность заводов-участников была минимальной Типичным картелем было соглашение мостостроительных заводом (1884), не имевших руководящего органа. Наряду с постоянно действовавшими союзами картельного типа в отраслях, обслуживавших железнодорожное строительство, для поставки крупных партий какой-либо продукции возникали временные просты объединения. Имевшая общее собрание, правление, третейский суд «Конвенция железопрокатных проволочных и гвоздильных заводов» (1886) предполагала только установку общих продажных цен. Первые картельные союзы зачастую имели узкоотраслевой характер, однако в совокупности они образовывали сложную систему монополистических организаций и охватывали целые отрасли.

К 1890 г. увенчался успехом и многолетний поиск способов легализации монополистических соглашений. «Агентство русских проволочных и гвоздильных заводов» создало контору по продаже, которую в дальнейшем успешно использовали российские синдикаты, действовавшие под видом акционерных обществ или товариществ для торговли.