Вместо Морского кадетского корпуса в 1867 г. было создано Морское училище, а офицерский класс Морского кадетского корпуса в 1862   г. был преобразован в Морской академический корпус ( 1877  г. переименован в Николаевскую морскую академию).

1873 г. три морских училища – штурманское, инженерное артиллерийское образовали единое Морское техническое училище. Развивалось минное дело – в 1874 г. в Кронштадте были созданы минный офицерский класс и школа для нижних чинов по подготовке матросов-минеров. Существенно повысился уровень преподавания. Преподаватели морских и других учебных заведений выступали в зимние месяцы с научными лекциями перед офицерами флота – традиция зародилась в Кронштадте. В морских собраниях устраивались библиотеки и читальни. Было введено всеобщее обучение грамоте нижних чинов.

Крупным событием в государственной жизни России стала реформа морской администрации 1860 г. Были упразднены многие должности и учреждения, широкие полномочия передавались директорам департаментов морского министерства и местным начальникам – командирам портов и др., одновременно на них возлагалась персональная ответственность за состояние дел. Главным правилом, определявшим цель реформы, стали слова генерал-адмирала: «Не флот существует для администрации, а администрация для флота». Жалованье морякам и чиновникам увеличивалось за счет сумм, сэкономленных в результате сокращения штатов ведомства. Важные успехи были достигнуты отечественным кораблестроением. К 1863 г. Балтийский флот имел 26 винтовых судов. Однако новая техническая революция во флотах ведущих держав – появление броненосных судов – заставила русское правительство также искать средства для их строительства. В 1864 г. на вооружении русского флота состояло 16 броненосцев, а в 1869 г.