Молодые люди новых убеждений ощущали себя единым кланом, отделенным от всего остального общества. Им помогала узнавать своих не только одежда и внешний вид, но и намеренно культивировавшийся отсутствие хороших манер, утрированная неотесанность, неопрятность. Все это объяснялось идеологически и было направлено против дворянской культуры с ее изяществом, блеском, величием. Нигилист строил свое поведение на отрицании «условностей» и утверждении «абсолютной искренности».

Народничество, выросшее на фундаменте нигилизма и герценского «общинного социализма», считало свою программу сугубо национальной, но вряд ли это было справедливо. Причиной появления народничества стал переход России от традиционного общества к современному, при котором город обгонял деревню, промышленность – сельское хозяйство. При этом привычная система производства находилась в кризисе, а капиталистическая – еще не успела утвердиться. В такой ситуации народничество пыталось смягчить последствия переходного периода для широких слоев населения, стараясь вовлечь их в активную политическую и экономическую деятельность.

В идеологическом плане можно выделить несколько составляющих народничества. Это прежде всего забота о крестьянстве, которое распадается под натиском рыночных отношений, но должно

быть сохранено, по мнению народников, единым для национального возрождения. Далее – идея некапиталистического пути развития России посредством укрепления крестьянской общины и артелей в городах. В результате, в идеологии народничества чувствуется смещение традиционализма и модернизма антифеодальных и аитикапиталистических тенденций. В 70-х гг. народничество обогатилось на счет «этико-социологической школы», основоположниками которой можно считать II.Л. Лаврова и Н.К.Михайловского.