Александр II оба раза утвердил мнение большинства. Авторитет выборного главы городского хозяйства укреплялся, губернатор не мог произвольно вмешиваться в спорные городские дела – он лишь председательствовал в губернском по городским делам присутствии из представителей губернского правления, судебных, а также выборных земских и городских органов. Присутствие должно было принимать решения большинством голосов. Окончательное разрешение тяжбы оставалось за Сенатом.

Достоинством нового закона стал последовательно воплощенный в нем принцип бессословности. Но избирательные права населения ограничивались имущественным цензом. Избирателями могли быть только налогоплательщики, разделенные по имущественному признаку на разряды (курии). Отдавая предпочтение прусскому образцу устройства городского самоуправления, Государственный совет высказался против равного избирательного права, чтобы не допустить преобладания «наименее состоятельного, малообразованного и зависимого класса городских жителей».

16   июня 1870 г. «Городовое положение было утверждено императором. Согласно закону, в 509 городах России учреждались бессословные органы городского общественного управления, к ведению которых были отнесены вопросы хозяйства и благоустройства: забота о градостроительстве (но утвержденному правительством плану); содержание городских объектов; освещение города; благосостояние населения; проблемы продовольствия; здравоохранение; защита города от пожаров и других стихийных бедствий, компенсация причиненного ими ущерба; содействие развитию торговли, промышленности и банковской системы; благотворительность.

Тайные выборы гласных городской думы – представительного органа городского самоуправления производились каждые 4 года специально образуемыми городскими избирательными собраниями.