Сначала проект поступил в Кодификационную комиссию, а в 1867 г. – в Государственный совет. Но в 1868 г. П.А.Валуева на посту министра внутренних дел сменил А.Е. Тимашев проект был передан на его заключение и подвергся исправлениям н охранительном духе. Либерально настроенный департамент законов Государственного совета остался недоволен новой редакцией проекта, чрезмерно урезавшей права городского самоуправления. Были затребованы мнения некоторых высших сановников, а затем, по настоянию департамента, проект дорабатывался в особой комиссии, в состав которой вошли чиновники как министерства внутренних дел, так и их оппоненты из министерства финансов. В работе комиссии приняли участие эксперты – городские головы Петербурга, Москвы, Одессы и других городов, ряд опытных гласных. Таким образом, влияние Тимашева на подготовку реформы было ограничено. Обсуждение законопроекта завершилось в соединенном присутствии трех департаментов Государственного совета (законов, государственной экономии, гражданских и духовных дел) и, наконец, в общем собрании Государственного совета. Видную роль

в защите самостоятельности выборных городских учреждений сыграл председатель Государственного совета великий князь Константин Николаевич. Главным началом реформы он считал широкую самостоятельность городского самоуправления от администрации – губернских правлений, министерства внутренних дел и добился обозначения в законе строго очерченного круга вопросов, при решении которых требуется санкция правительства.

Общее собрание Государственного совета разрешило возникшие в нижестоящих инстанциях разногласия по проекту, кроме двух. В первом случае большинство предлагало оставить председательство в городской думе за выборным городским толовой, а меньшинство – оставить за правительством назначение особого лица, что ослабляло бы власть городского головы. Другое разногласие заключалось в намерении большинства учредить в качестве первой инстанции для рассмотрения исков частных лиц к городскому самоуправлению губернские по городским делам присутствия; меньшинство желало передавать такие дела на единоличное разрешение губернатора.