Духовное ведомство открывало и содержало свои церковно-приходские училища. Воскресный школы могли учреждаться как правительством, так и городскими и сельскими обществами, а также частными лицами для обучения ремесленников и рабочих. Огромная роль в устройстве и содержании начальных школ отводилась земским учреждениям. Учебным курс всех начальных народных училищ составляли: Закон Божий! чтение, письмо, четыре действия арифметики и церковное пение! Училищные советы осуществляли руководство учебной частью. Я уездный училищный совет входили два представителя уездной земского собрания и по одному от местных ведомств. Председатели избирался членами совета. Наблюдение за религиозно-нравственной стороной в училищах возлагалось на местных приходских священников. Губернский училищный совет состоял из губернаторам архиерея, директора губернских училищ и двух представителем губернского земского собрания. Председательствовал архиерей.  В системе начального образования пореформенной России до  минировали начальные школы, созданные министерством народного просвещения и земствами, а также церковно-приходские школы. Частных школ было немного. Для подготовки преподавателей] начальных школ открывались учительские семинарии.   

Реформа средних учебных заведений готовилась в условиях противоборства сторонников классического и реального образования и представляла собой компромисс между ними. 19 ноября 1864 г. был издан «Устав гимназий и прогимназий министерства народно –  просвещения». Устанавливался формально бессословный принцип приема и обучения в средних учебных заведениях – в гимназии и прогимназии принимались дети из «всех сословий без различия Знания и вероисповедания», с 10 лет. При зачислении требовалось владение начальными навыками чтения, письма, арифметики и знание «главных молитв».