Достижения кораблестроительной отрасли позволили морскому ведомству отказаться от заказов за границей, и в октябре 1866 г. Александр 11 повелел другим ведомствам последовать этому примеру. В 70-е гг. были построены сильнейшее в мире броненосное судно «Петр Великий» и первый русский броненосный крейсер «Генерал-Адмирал». К началу 80-х гг. все военные суда были оснащены нарезными стальными орудиями – их насчитывалось около 700.

В 1857 г. император и генерал-адмирал одобрили военно-морскую доктрину России и программу создания нового флота на 20 Лет. Планирование экономических, административных и внешнеполитических задач на долгосрочную перспективу было еще одним Новшеством, которым морское ведомство обогатило управленческий опыт российской власти. «Морское министерство являет в русской администрации зрелище европейского оазиса в азиатской степи», – писал публицист князь Г1.В.Долгоруков. Вместе с тем в 60- 70-е гг. XIX в. из-за многомиллионного бюджетного дефицита морская отрасль постоянно недофинансировалась, а Константин Николаевич, как председатель Государственного совета, ставил общегосударственные интересы выше ведомственных. Россия, отказавшаяся в 1870 г. от соблюдения ограничительных статей Парижского трактата 1856 г., так и не успела отстроить Черноморский флот к началу русско-турецкой войны 1877-1878 гг.