В результате он вынужден был перевестись в Петербург, где несколько лет работал в университете и на Бестужевских курсах, выступал с публичными лекциями «О Богочеловсчествс», вызвавшими большой интерес общества, и все более погружался в литературную и публицистическую работу. Педагогическая деятельность никогда его сильно не занимала. Последний заметный шаг в его университетской карьере – защита в 1880 г. докторской диссертации «Критика отвлеченных начал».

Рубеж 70-80-х гг. стал переломным в жизни В.С.Соловьева. Выступив с призывом помиловать первомартовцев, он подал прошение об отставке из университета, хотя его к этому никто не принуждал. В его жизни начался принципиально новый период. На какое-то время он полностью погружается в проповедь идей религиозно-социального характера, выраженных в ряде публицистических произведений – «Об упадке средневекового миросозерцания», «Великий спор и христианская политика», «Еврейство и христианский вопрос», «Национальный вопрос в России», «Русская идея», «Грехи России» и др.

B.C.Соловьев предлагал преобразовать несовершенную действительность, в которой господствуют животные инстинкты и материальные интересы, в соответствии с представлениями христиан о Царствии Божием. По его мнению, любое устройство жизни, основанное не на христианских началах, а на людских установлениях, не может существовать вечно и всегда будет приводить к войнам, конфликтам, национальной вражде и личной неприязни. Единственный, кто может и должен управлять людьми – это Бог. Действие «божественного управления» триедино: в собственно религиозной сфере – священник; в политической – царь в социальной – свободный проповедник и учитель.