В 90-е гг. ежегодно вводилось около 2,5 тыс. км железных путей (в четыре раза больше, чем в 1880 – начале 90-х гг. (600 км) и в 2-5 раза больше, по сравнению с 60-70-и гг.). Железные дороги устремились на Север, в Сибирь и Среднюю Азию, через Кавказский хребет. В 1880 – 1898 гг. была построена Среднеазиатская железная дорога длиной 2,4 тыс. верст. В начале 90-х гг. разворачивается строительство Транссибирской магистрали, протяженностью 5 тыс. верст. К началу XX в. Россия по общей протяженности железнодорожной сети уступала только Северной Америке, однако плотность отечественных дорог на единицу территории оставалась недостаточной. Железнодорожное строительство 80-90-х гг. в меньшей степени подчинялось потребностям аграрного рынка. Тем не менее было проложено несколько дорог специально для нужд зернового экспорта. Для хлебородно ( теплого Заволжья крупное значение имели дорога от Самары до Челябинска (Самаро-Златоустовская) и от Уральска до Покровской слободы (ныне город Энгельс). По линии Тихорецкая – Новороссийск к погрузке на океанские корабли подвозилась превосходная кубанская пшеница. Постройка дорог Царицын – Тихорецкая превратила Новороссийск в один из главных экспортных торговых портов страны.

В объеме грузоперевозок 1893-1900 гг. сельскохозяйственные товары уступили место промышленным (1/3-2/3).