В Шумере повозки были уже в Ш тысячелетии до н.э. Примерно тем же временем датируются находки древнейших повозок в Балканском регионе, в Венгрии. С юга или с запада проник колесный транспорт в степную зону, пока не установлено. Во всяком случае, в степях он распространился шире, чем на Кавказе. Высказывалось даже предположение, что редкие захоронения колесничих в нехарактерных для Закавказья курганах отражают набеги в эти места степных кочевников бронзового века.

Помимо настоящих повозок из дерева в катакомбных могилах встречаются глиняные модели повозок, положенные взамен настоящих. У них показана верхняя часть в виде округлой юрты.

О высоком уровне развития и степени дифференцированное общества степных культур Ш тысячелетия до н.э. можно судить и по находкам кладов бронзовых орудий и по раскопкам поселений этой эпохи.

Клады, содержащие готовую или полуготовую продукцию мастеров-ремесленников, появились в неолите. Тогда чаще всего это были скопления крупных ножевидных пластин. В бронзовом веке кладов стало гораздо больше. Это серии топоров, серпов, украшений, иногда наборы каменных сланцевых или глиняных литейных форм для отливки металлических изделий. Кладов особенно много на Украине. Есть они и в Подонье, Нижнем Поволжье и Предкавказье. Назову для примера клад из Сосновой мазы под Хвалинском с пятью-десятью косарами, тремя топорами с поперечным лезвием – кельтами, пятью кинжалами, долотом и слитком меди. Общий вес клада до 20 кг8.

Большое число кладов свидетельствует о неспокойной обстановке на Юге, вызвавшей зарывание накопленных богатств, и о выделении из массы общинников мастеров-ремесленников, сосредоточивших в своих руках средства производства и запасы готовой продукции.