Как мы видели по материалам предшествовавшего очерка, развитие культуры в степной полосе Европейской России на протяжении бронзового века прошло несколько этапов. В IV—III тысячелетиях до н.э. – сложение и развитие огромной области, занятой памятниками ямной археологической культуры. В начале II тысячелетия – нарушение этого единства, появление курганов с могилами в катакомбах. Катакомбная культура, видимо, пришлая из Средиземноморья, в ряде районов потеснила ямную. И, наконец, во второй половине II тысячелетия восстанавливается прежнее единство, но уже на новой основе. Срубная культура, скорее всего, служила прямым продолжением развития ямной культуры.

Примерно та же схема прослеживается и в лесной зоне. Сперва сложение и развитие единой культуры в пределах области распространения ямочно-гребенчатой керамики, а несколько позже – посуды волосовского типа. Затем нарушение этого единства и, наконец, возвращение к единству на новой основе. Но при общем сходстве отличий в деталях очень много.

Если происхождение волосовской культуры вызывает дискуссии ученых, то гораздо более ясен генезис других культур бронзового века в лесной зоне России – среднеднепровской, фатьяновской и балановской.

Среднеднепровская культура, как видно по ее названию, была выделена вначале на Среднем Днепре. В дальнейшем оказалась, что захватывает она более значительную территорию. Основные памятники находятся в пределах Украины и Белоруссии, но есть они и в России – в Смоленской и Брянской областях, в меньшем числе в Тверской и Орловской.

Известны как могильники, так и поселения. Большинство стоянок связано с дюнами и не дает четкой картины. Все же по находкам на более или менее надежных памятниках можно заключить, что среднеднепровские племена перешли уже к производящему хозяйству. На поселении близ Канева 88% костей принадлежит домашним животным.