Так же, как и фатьяновцы, пришлые абашевцы встретили сопротивление местных племен. Свидетельство тому Пепкинский курган в Марий Эл. Там в длинной траншее, своего рода братской могиле, лежали 28 костяков абашевских воинов. В 13 скелетах застряли каменные наконечники стрел волосовских типов, у остальных погребенных черепа были пробиты каким-то острым орудием.

Некоторые черты культуры, отраженные в абашевских памятниках, были унаследованы позднейшим финноязычным населением Поволжья. Таков костюм, украшенный многочисленными бляшками и подвесками. Около Галича Костромского в селе Туровском найден клад бронзовых изделий, содержавший топоры, ножи и, видимо, набор предметов, использовавшихся в

шаманских ритуалах. Бронзовый идол с трехрогим головным убором – древнейший из серии идолов с такими же рогами на голове, распространенных затем в Зауралье и Западной Сибири в железном веке – вплоть до средневековья.

Последняя явно пришлая в Окском бассейне археологическая культура – поздняковская (от стоянки Поздняково). Она представлена помимо верхней и средней Оки на Дне и Мокше, как поселениями, так и захоронениями в курганах и без признаков на поверхности. На поселениях обнаружены остатки полуземлянок, кости домашних животных, литейные формы, в курганах – бронзовые копья, топоры, украшения. Состав металла уральский. Время этих находок с XV-XIII вв. до начала I тысячелетия до н.э.

Глиняные сосуды из поздняковских памятников похожи на срубные и андроновские. По богатству орнамента они, пожалуй, даже ближе к андроновским из Казахстана, чем к срубным. Это может указывать на приход населения не собственно с юга, а с юго-востока, но может отражать лишь свойственную населению Оки традицию богато украшать глиняную посуду, что изменило внешний облик горшков с обычными для срубной культуры формами и пропорциями.