Вероятно, это разнообразие обрядов указывает на какие-то особые группы людей внутри первобытной общины. Предполагают, что в некоторых могилах лежат вожди, шаманы.

В Оленеостровском могильнике найдены и произведения искусства из кости: скульптурные изображения лосей и человека. Они выполнены в реалистической манере, что позволяет думать о преемственности мезолитической культуры Европейского Севера от культуры позднего палеолита Русской равнины.

Выразительные деревянные скульптуры птиц и зверей найдены и в торфяниковой мезолитической стоянке Замостье 2 под Сергиевым в Подмосковье.

В палеолитических захоронениях иногда находят оружие и украшения, но там нет остатков жертвенной пищи. На Оленьем острове и в другом мезолитическом могильнике в Прионежье – Попово – такие находки уже есть. Широко распространилась еще одна черта обряда, характерная для позднейшего времени – эпохи неолита и бронзы: тела покойников засыпаны порошком толченой естественной краски – охры.

По данным естественных дисциплин установлено, что мезолитические стоянки Карелии относятся к периоду от IX-VIII до VII-VI тысячелетий до н.э. Дата Оленеостровского могильника, видимо, VI тысячелетие. Получены абсолютные даты и для верхневолжских стоянок: 6860, 5790 до н.э. и т.д.

Перейдем теперь к другому важному для нас кругу вопросов: с культурой каких районов связаны намеченные выше две группы памятников.

Стоянки Северного Кавказа и Нижней Волги бесспорно тяготеют к тем областям, где в каменном веке были распространены кремневые орудия геометрических форм. Мы знаем сегменты и трапеции уже в некоторых позднепалеолитических памятниках Передней Азии и Закавказья. В мезолите эти орудия были в ходу у населения Молдавии, Украины, степной и пустынной полосы Казахстана и Средней Азии.