В Каповой пещере на стенах известно до 50 красочных рисунков, изображающих мамонтов, носорога, лошадь, какое-то существо со смешанными звериными и человеческими чертами. Есть здесь и знаки, похожие на те, «встречаются около фигур зверей во французских пещерах. Росписи Игнатиевской пещеры менее четкие. К тому же там, несомненно, представлены и рисунки более поздние – бронзового века.

В Сибири делались попытки выделить палеолитические изображения среди очень многочисленных красочных рисунков на открытых скалах – писаниц (в Шишкине на р. Лене и в других местах). Но эти попытки не убедили специалистов. Все изображения на деле более молодые, в лучшем случае неолитические.

Таким образом, так же, как кремневые орудия позднего палеолита Европейской России сходны с западноевропейскими, много общих черт и у произведений искусства этих регионов – и монументального, и мобильного.

Культура позднего палеолита, как мы убедились, неизмеримо более сложная и развитая, чем раннепалеолитическая. Люди современного антропологического типа обладали не только искусством, обрядами, верованиями, но, вне всяких сомнений, и речью. Складывались различные языки. В этой связи два региона в пределах Европейской России со специфическими для каждого приемами изготовления орудий из камня допустимо рассматривать как проявление ранних фаз в формировании объединений этнического характера.

Ранний палеолит оставил нам в наследие огонь, орудия труда, жилища, обычай захоронения сородичей. Поздний палеолит – искусство, возможно, первые кладбища, украшения, шитую одежду и, как будто, некоторые элементы поверий и обрядов, вошедшие в культуру позднейшего времени.