Как видим, основы хозяйства майкопской культуры и культуры куро-араксского типа в Дагестане были разными. Майкопское общество скорее скотоводческое, чем земледельческое. Но скотоводы эти не кочевники. Никаких перекочевок, даже на небольшие расстояния, со стадом, состоящих в основном из свиней и коров, предпринять нельзя.

Майкопский курган, казалось бы, предвещал быстрое развитие того общества, с каким он был связан, по пути к сложению военной деспотии восточного типа. Но этого не произошло. Развитие социального строя в Прикубанье в середине бронзового века затормозилось. Только ранние скифские курганы I тысячелетия до н.э., вроде Келер-меса, Ульского аула, оказываются схожими по богатству находок и высоте насыпей с Майкопским и Нальчикским курганами.

Прямой наследницей майкопской культуры была, по-видимому, культура строителей дольменов на Северо- Западе Кавказа. Бретонское слово “дольмен” применяется к особому типу погребальных сооружений в виде домиков из четырех поставленных на ребро плит, перекрытых пятой. Плиты плотно подогнаны друг к другу благодаря выдолбленным в них пазам, так что это не неустойчивый “карточный домик”, а прочная конструкция. В передней плите дольмена пробито круглое отверстие. Через него вносили в склеп тела умерших и ставили внутрь жертвенную пищу. Судя по костным остаткам, дольмены были не индивидуальными, а коллективными (вероятно, семейными) усыпальницами. Располагаются они группами, рядами, как дома в деревне. Высота гробниц – 1,5-2,5 м.

Уже в майкопское время в конце Ш тысячелетия до н.э., как показали раскопки в Новосвободной, появились первые подкурганные захоронения в дольменах. Основная же масса дольменов с курганами не связана и относится уже к первой половине тысячелетия до н.э.