Мозг у них был много меньше, чем у современного человека, лоб убегающий назад, массивные надбровные валики, челюсть без подбородочного выступа. Такого типа челюсти найдены в Дманиси в Грузии и в пещере Азых в Азербайджане. В азыхской челюсти антропологи усматривают сочетание особенностей, свойственных человеку прямоходящему из Африки, питекантропу, синантропу и ранним неандертальцам Европы.

Полагают, что эти предки человека не обладали еще ни членораздельной речью, ни сколько-нибудь развитой духовной жизнью. В раннем палеолите мы не знаем ни захоронений людей – свидетельств осознания разницы между жизнью и смертью – ни произведений искусства.

В этой связи приходится отвергнуть идею нашего выдающегося филолога и историка культуры В.Н. Топорова об “основном мифе”, осколки которого встречаются у разных народов, отражая, сложившуюся у первых людей некую изначальную мифологему (своего рода откровение)3. Археологи могут твердо сказать, что древнейшие люди широко расселились по Старому свету и утратили то единство, что вполне могло у них быть на Африканской прародине, еще на доречевой стадии. Тогда они никак не могли создать единую мифологическую систему.

Из всего этого отнюдь не следует, что ашельские стоянки оставлены существами, мало чем отличавшимися от животных. Нет, ряд важнейших шагов в развитии культуры этими людьми был уже сделан.

Прежде всего, они изготовляли для себя разнообразные орудия. Большинство из них было, несомненно, из дерева. Они дошли до нас в исключительных случаях (рогатина из Клектона в Англии). Сохранились же в изобилии изделия из камня. Среди них четкая повторяющаяся форма ручного рубила: миндалевидного орудия с острым концом, двумя заостренными при помощи сколов рабочими краями и пяткой, удобной для захвата рукой.