Различия двух этапов палеолита видны и при изучении костей, собранных на стоянках. В позднем палеолите для разнообразных нужд приспосабливали и бивни мамонта, и рога северного оленя, и кости других зверей. Обработка кости велась очень характерными для позднего палеолита кремневыми резцами. В раннем палеолите сколько-нибудь развитой работы с костью не было. Из кости изготовляли как разнообразные орудия, так и украшения. Среди первых – наконечники дротиков, иногда с пазами для вставки кремневых пластинок – вкладышей, долота, гарпуны, мотыги для копки земли, иглы с ушками, указывающие на появление шитой одежды (вероятно, с помощью сухожилий). Среди вторых – диадемы, браслеты, бусы, подвески со сверлинами.

Еще важнее свидетельства о художественном творчестве. В мустье отмечены лишь намеки на это – единичные кости с ритмическими нарезками и обструганные кусочки двуокиси марганца, использовавшиеся для раскраски. Поздний палеолит оставил выдающиеся памятники искусства, и сегодня как-то затрагивающие наши чувства – росписи и гравировки на стенах пещер, статуэтки из камня и бивня мамонта. Любой курс истории искусств начинается с рассказа о живописных панно в пещерах Альтамира, Ляско, Фон де Гом с их выразительными фигурами бизонов и лошадей. Значит на грани раннего и позднего палеолита произошли чрезвычайно существенные сдвиги не только в технике первобытных людей, но и в их духовной жизни.

И, наконец, сам человек, создавший палеолитическую культуру. Люди позднего палеолита – неоантропы или кроманьонцы – по физическому типу относятся к тому же, что и мы, биологическому виду – Homo Sapiens. Строение черепа кроманьонцев не оставляет никаких сомнений в том, что он владел членораздельной речью.